Методическая копилка. Урок информатики в 9 классе: "Операции над символьными и строковыми величинами" » Страница 3 » КГУ «общеобразовательная школа №57» Управления образования г. Алматы
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№57 жалпы білім беретін мектебі»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау :
+7(727) 2343699
Есепші бөлімі:
+7(727) 3966741
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Методическая копилка. Урок информатики в 9 классе: "Операции над символьными и строковыми величинами"
29
мамыр
2014

Методическая копилка. Урок информатики в 9 классе: "Операции над символьными и строковыми величинами"

Тема урока: «Операции над символьными и строковыми величинами».

Тип урока: практическая работа с элементами лекции, самостоятельной познавательной деятельности.
Вид урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Методы обучения: проблемно-поисковые, диалог, развитие критического и логического мышления, применение ИКТ.
Формы работы на уроке: групповые, работа в парах, индивидуальные, коллективные.
Цели:
Образовательные:закрепить понятия о символьных и строковых величинах, формировать знания и навыки выполнение простейших операций при работе с символьными величинами.
Развивающие: формирование самостоятельной познавательной деятельности, развитие логического, аналитического мышления, исследовательских качеств, навыков обобщения при работе с символьными величинами, построения аналогий, выделения главного, постановки и решения проблемы.
Воспитательные:воспитание информационной культуры, культуры речи и общения, умений работать в коллективе, принимать совместные решения, слушать и слышать товарищей.
Учащиеся должны знать: основные процедуры и функции для работы со строковыми и символьными величинами (сложение, длина строки, копирование, удаление, замена).
Учащиеся должны уметь: применять полученные знания при выполнении практических заданий; отличать символьные и строковые величины.
Ход урока:
I. Организационный момент (2-3 мин).
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих, краткий инструктаж по ТБ.
Постановка проблемного вопроса, диалог, прием «Закончи предложение»
На прошлом уроке мы познакомились с символьными величинами, используемыми в языке программирования TurboPascal.
- Вспомним приложение MSWord и проведем аналогию с языком программирования. Минимальная единица текстового процессора(символ), из отдельных символов образуются (слова), из слов (предложения), из предложений (абзацы), итогом работы процессора является (текстовый документ).
- Какие действия вы выполняете, работая с документами в текстовом процессоре? (набираем текст, редактируем текст (удаление, копирование, замена, вставка, сохранение текста).
Сегодня мы научимся выполнять самые простые операции с символами в TurboPascal.
Проверка общих знаний о языке программирования Turbo Pascal. Развитие критического и логического мышления, работа в группах по 4 человека с тестами и ребусами, взаимооценивание в групповой работе (см. Приложение 1). Формативное оценивание работы учащихся в группах.

Диалог с игровыми формами работы, работа с интерактивной доской (интерактивная презентация: цветик-семицветик на каждом лепестке которого вопрос), формативное оценивание участия учащихся в работе
- Как вы считаете, какие значения могут принимать строковые величины? (Значение величины строкового типа – один символ).
- Значениями переменных этого типа являются символы: цифры, буквы, знаки препинания, знаки математических действий, пробел, специальные символы, то есть любые символы, закодированные в ASCII таблице. А какие значения характерны для величин строкового типа? (Строковая величина содержит набор символов).
- Запиши способы объявления строковых и символьных величин в программе на языке Паскаль var a:string; b: char;)
- В фрагменте программы описаны переменные:
var a,b: real; c: string; d,f: char;
Какие переменные не относятся к строковым или символьным? (a,b: real; - вещественные)
(строковый или символьный) является более общим? Описаны две переменные a: string; d: char;
Определите правильность присвоения и поясните свой ответ: (a:=b – можно, b:=a –нельзя, т.к. переменная а строкового типа, переменная b символьного типа; строковый тип является более общим, чем символьный; следовательно переменным строкового типа можно присваивать значение переменных символьного типа, а наоборот – нельзя).
- Может ли строка символов быть нулевой (да, если строка не содержит ни одного символа)? Приведите пример (Строка символов может состоять из одного или нескольких символов, а также не содержать ни одного символа (пустая строка, или строка нулевой длины).
- При описании строковой переменной можно ограничить длину строки, указав ее возможный размер VAR Y:STRING [7]. Поясните, что это означает? (если строковая величина имеет длину более 7 символов, в программе используются только 7 из них)
Физкультминутка: упражнения для глаз, гимнастика (см. приложение в формате презентации)
Учитель: Вернемся к началу урока. Проблемный вопрос: Какие действия вы выполняете, работая с текстами? (набор текста, копирование, вырезка, вставка, сохранение текстового файла).
Работа с раздаточным материалом, составление конспекта урока, использование ИКТ, развитие критического мышления, умений выделять главное, диалог, работа в парах, формативное оценивание умений работать с раздаточным материалом, составлять конспект, применять полученные знания на практике.
Операция 1 над строковой величиной в языке программирования Паскаль – это склеивание (сложение) или конкатенация строк (см.презентацию). Операция сложения позволяет строить из двух символьных строк третью, состоящих из символов первой, за которой следуют символы второй. Обозначается эта операция знаком "+".
Сравните эту операцию с операцией сложения в математике. (Склеивание выполняется так же, как и сложение чисел).Результат склеивания можно вывести на экран или присвоить другой переменной.
Описываем строковые переменные.
Пример 1.
var s1, s2, s3: string;
Присваиваемое значение строки заключается в апострофы. Присвоим первым двум следующие значения, а третья будет равна их склеиванию:
Мал золотник, ';
s2:= да дорог’;
s3:=s1+’’+s2;
s3 имеет значение 'Мал золотник, да дорог'.
Учащиеся высказывают свои идеи.
Операция 2 – определение длины строки в строке (см.презентацию). Под длиной строки понимается количество введенных символов, но она не может превышать максимально возможной длины (в описательной части). Это значение можно определить при помощи функции, результат которой целое число, равное количеству символов.
Пример 2.
s1:='12345';
s2:= 'Думай, решай, учись’;
k1:=Length(s1);
k2:=Length(s2).
В результате значения целых переменных будут равны: kl=5, k2=19.
Вопрос: Одинаковы ли длины строк: ‘Урок информатики’ и ‘Урокинформатики'? (нет, пробел тоже считается символом).
Операция 3 - Копирование – операция позволяющая выделить часть строки (см.презентацию). Функция – копирует символов строки , начиная с n-го символа, при этом исходная строка не меняется. Можно результат этой функции присваивать другой строке или сразу выводить его на экран.
s1:='ЛУНОХОД';
s2:=copy(s1, 5, 3);
writeln(s2);
Значение переменной s2=’ХОД’. А на экране будут выведены следующие строки: ХОД.
Запишите операцию копирования для строки а:=‘стенограмма’, чтобы можно было выделить слово ‘грамм’ ( copy(a, 6, 5)).
Операция 4 – удаление - Delete(str, n,m), которая вырезает из строки str m символов, начиная с n-го. таким образом, сама строка изменяется.
Дан фрагмент программы:
s:='перина';
delete(s, 3, 2);
writeln(s);
После выполнения этих операторов из строки будут удалены два символа, начиная с третьего, то есть строка будет такой: s = 'пена'.
Запишите значение строки а:=’слогон’, после операции delete(a, 5, 2); (‘слог’).
Операция 5 - Замена (Вставка) - Insert(s1,s2,n) – вставка строки s1 в строку s2, начиная с п-го символа, при этом первая строка остается такой же, как и была, а вторая получает новое значение.
Пример 3.
s1;='КЛИП':
s2:='АРТ';
insert (s2, s1, 5);
В результате выполнения данной процедуры строка будет такой s2='КЛИПАРТ'.
Вставка, как и удаление – самостоятельная операция. Ее результат не может быть выведен на экран или присвоен другой строковой переменной.
Запишите последовательность команд, чтобы переменную a:=’обработка’, превратить в ‘выработка’? (delete(a, 1, 2); insert(‘вы’, a, 1);
Закрепление: выполнение тестовых заданий – по 5 вопросов открытой формы . Работа в парах, взаимопроверка между группами, критериальное оценивание тестов.
1. Что является результатом каждой функции, предназначенной для выполнения операций над строками?
2. Результат действия функции length(a ) ____________________
3. Функции, позволяющие определить код по символу и символ по коду______________
4. Может ли значение функции length(a) быть равным 300? Поясните ответ. _______
5. Верно ли что символы "А" и "а" имеют одинаковые коды? Поясните ответ _____
Домашнее задание
Дано: С клавиатуры вводится слово «B». Необходимо:
а) напечатать его по вертикали,
б) переставить буквы слова в обратном порядке.
Подведение итогов урока, рефлексия.
Итак, подведем итог нашего урока. Что вам больше всего запомнилось? Что показалось самым интересным? Всем ли понятен данный материал? Есть ли дополнительные вопросы по этой теме?
Выставление оценок
Используемая литература:
1. Б.Бурибаев. Информатика 9 класс, Алматы, Мектеп, 2013
2. Н.Ермеков. Информатика 9 класс, Алматы, Атамура, 2010
3. С.И.Молчанова. Основы программирования Турбо Паскаль 7.0, Москва, Изд.АСТ Премьера, 2000